Главная > Блог >
Паспортизация объектов

Паспортизация объектов

Опубликовано: 11.06.2024
На прочтение: 5 минут

Обеспечение безопасности в условиях, когда ни один объект не застрахован от угроз совершения терактов, — одна из главных задач охранных компаний. Паспорт антитеррористической защищенности, обязательность разработки которого введена в 2022 году Постановлением правительства Российской Федерации № 1265, — подтверждает, что объект, будь то государственная или коммерческая организация (учреждение) или промышленное предприятие, отвечает действующим требованиям безопасности.

Паспорт безопасности не является постоянным и бессрочным. Его актуализация проводится с периодичностью, установленной законодательством, при изменении условий эксплуатации объекта, внесении поправок в комплекс антитеррористических мероприятий.

Паспортизация объектов

Паспортизация объектов: что это за процедура и для чего она нужна

Цели паспортизации — подтверждение соответствия объекта стандартам безопасности и предупреждение чрезвычайных ситуаций. Объекты, подлежащие паспортизации:

  • жилые здания;
  • торговые и развлекательные комплексы;
  • государственные организации и учреждения;
  • промышленные объекты;
  • инженерные сети;
  • складские сооружения.

Паспорт — это документ государственного образца. При отсутствии паспорта использование объекта по назначению запрещено. Если при проверке выявлено, что его нет, владелец будет оштрафован. 

Если техническая паспортизация объекта не проведена, с ним невозможно совершать никакие сделки: от дарения и продажи до сдачи в аренду. Потребуется паспорт и в других случаях:

  • регистрация имущественных прав — в паспорте на объект указываются фамилия, имя и отчество владельца;
  • судебные разбирательства, касающиеся объекта недвижимости;
  • раздел имущества между гражданами, организациями;
  • заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию;
  • оценка стоимости объекта;
  • статистический учет.

В документе отражается информация, необходимая для решения задач паспортизации территорий (объектов):

  • адрес, по которому расположен объект;
  • общая площадь;
  • планировка зданий;
  • принадлежность;
  • состояние;
  • кадастровая оценка;
  • цели, условия эксплуатации;
  • наличие специального оборудования, инженерных систем.

Таким образом, паспорт здания по важности для объекта можно сравнить с паспортом гражданина государства. Он содержит сведения, необходимые для государственного учета. 

Повторная паспортизация объектов инфраструктуры выполняется не только по истечении установленного срока, но и при смене владельца, перепланировке или изменении целей использования объекта.

Порядок обследования и паспортизации объектов

Техническая паспортизация производится в несколько этапов:

  • подготовительное изучение документации, относящейся к зданию;
  • осмотр объекта;
  • выполнение необходимых замеров;
  • составление заключения.

При паспортизации нежилых зданий (сооружений) присутствуют люди, отвечающие за состояние объекта и соблюдение требований безопасности. Паспортизация выполняется сертифицированными организациями, имеющими лицензию, подтверждающую право на совершение действий такого рода. При проверке объекта с последующей выдачей паспорта выполняется ряд мероприятий:

  • проверка прочности конструкций на объекте;
  • выявление дефектов, повреждений;
  • определение степени отклонения от нормативов;
  • проверка подземных коммуникаций;
  • оценка состояния здания и прилегающей к нему территории.

Во время паспортизации объектов и проверки возможности предоставления заявленных услуг эксперты составляют:

  • схемы и разрезы зданий;
  • планы этажей;
  • карточки хозяйственных построек.

Прежде чем приступить к паспортизации, члены комиссии изучают документы, составленные при прошлой процедуре. В новом паспорте указывают внесенные изменения. 

Если паспортизация производится с соблюдением установленных правил, она требует немало времени. При работе со сложными объектами процедура иногда занимает месяцы, поскольку требуется проведение дополнительных лабораторных исследований и выполнение измерений. Больше всего времени занимает составление новой документации — сведения должны быть информативными и полностью отображающими состояние объекта. 

Актуализация паспорта безопасности

Документ содержит конфиденциальную информацию о защищенности объекта от возможных угроз. Для его составления представители государственных служб проводят всестороннее обследование. В паспорте указываются:

  • меры, предпринимаемые для охраны объекта;
  • слабые места;
  • вероятные угрозы.

Важнейшая задача актуализации паспорта антитеррористической защищенности — анализ рисков и угроз безопасности объекта. При анализе эксперты оценивают методы, а также технологии, которые используются террористами, изучают опасные инциденты, имевшие место на подобных объектах. С учетом полученных данных разрабатываются более современные меры безопасности, которые отображаются в новом паспорте антитеррористической защищенности.

Еще одна важная задача актуализации — приведение паспорта безопасности в соответствие действующим стандартам безопасности и меняющимся нормам российского законодательства. Изменения, которые вносятся по мере необходимости, касаются как технических моментов (установка видеонаблюдения, СКУД и других комплексов), так и обучение сотрудников грамотному противодействию возможным угрозам. Актуализация должна соответствовать требованиям действующего законодательства.

Для актуализации паспорта безопасности привлекают квалифицированных юристов, аналитиков. Заключение специалистов позволяет дать объекту комплексную характеристику, установить соответствие действующим стандартам в сфере безопасности.

Актуализация паспорта антитеррористической защищенности — важный пункт в вопросе безопасности объекта. Регулярная проверка и своевременное внесение изменений в документ позволяет поддерживать высокий уровень защиты. Информация о проведенной актуализации должна быть передана в местные представительства силовых структур.

Когда производится актуализация паспорта безопасности

Постановлением правительства РФ № 1265 определены причины, наличие которых требует актуализации паспорта безопасности:

  • истечение срока действия паспорта антитеррористической защищенности;
  • изменение рода деятельности;
  • изменение площади или планировки;
  • появление дополнительных террористических угроз;
  • изменение комплекса мер, касающихся антитеррористической защищенности.

Как внести изменения в паспорт безопасности объекта

Теперь поговорим, как оформить актуализацию паспорта безопасности объекта. Для повторного обследования объекта и выдачи нового паспорта безопасности создается комиссия. Она категорирует объект, проверяет условия работы, на основании чего разрабатывается новая документация, которая согласовывается с ответственными государственными органами. После проведения актуализации и выдаче нового паспорта антитеррористической защищенности старый не уничтожается: его хранят на объекте на протяжении пяти лет.

Если изменения незначительны и не требуют актуализации паспорта безопасности с полной переработкой документа, то необходимые правки вносят в лист корректировок. В нем указывают причину изменения информации, содержащейся в паспорте, число, месяц и год, а также номера страниц. Согласующие государственные органы уведомляются о внесенных правках не позже чем через три дня. 

Собственник объекта обязан контролировать соответствие паспорта безопасности требованиям законодательства и своевременно вносить необходимые изменения. Для выполнения этой процедуры необходимо обратиться в территориальную организацию, занимающуюся разработкой документов по безопасности, а после окончания работ — уведомить местные представительства ФСБ, Росгвардии, МЧС.

Нажимая "Заказать звонок", вы принимаете Условия обработки персональных данных
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Подробнее